Что решили на генассамблее ЕФЖ

Фото: Ajdin Kamber
Генеральная ассамблея Европейской федерации журналистов (EFJ), которая прошла 2–3 июня в Будапеште, была отмечена солидарностью и значительным единством мнений по большей части – хотя, естественно, не по всем – обсуждавшихся на ней вопросов. Организация, представляющая работников СМИ всей большой Европы, избрала на трёхлетний срок обновленный состав исполнительного комитета и приняла итоговый документ, в основу которого легли предложения организаций-членов. При этом – впервые в истории EFJ – было внесено два коллективных предложения, то есть со стороны всех присутствующих организаций – с призывом к немедленному прекращению огня в Газе, открытию сектора для международной прессы и обращением к Евросоюзу с требованием осудить целенаправленные атаки израильской армии на журналистов в Газе и на Западном берегу.
Итоговая резолюция Генеральной ассамблеи EFJ (EFJ GM) 2025 года была сформирована на основе 35 предложений и заявлений от национальных организаций — членов федерации, включая совместную инициативу SNJ-CGT (Франция), AJK (Косово), BAJ (Беларусь), DJ (Дания) и JMWU (Россия), посвящённую мерам поддержки российских и белорусских журналистов в изгнании.
Обсуждение отдельных вопросов носило весьма оживлённый характер. Вот некоторые из ключевых вопросов:
Поскольку ассамблея проходила в Будапеште, а ее организацией занимались три венгерских журналистских организаций – HPU, MUOSZ и MASZSZ – обсуждение вполне закономерно началось с обсуждения положения СМИ в этой стране.
После второго прихода к власти в 2010 году Виктор Орбан начал последовательно подрывать плюрализм и независимость СМИ, реформировав общественное вещание, превратив его в пропагандистский инструмент, при том что независимые частные медиа в большинстве своём были выкуплены бизнесменами, близкими к правящей партии «Фидес». Сегодня около 500 национальных и местных СМИ в Венгрии сосредоточены в руках проправительственного холдинга KESMA, в том числе и государственные медиа. Не менее 80% СМИ, которые в период с 2015 по 2023 год получили порядка одного миллиарда евро господдержки, находятся под контролем властей. Регулирующие органы никак не реагируют на эту монополизацию и, в 2021 году, запретили вещание последней крупной независимой радиостанции — Klubradio. Созданная в 2023 году «Служба защиты суверенитета» используется для давления на СМИ и подрыва института защиты источников информации. Независимые медиа страдают от дискриминации при распределении государственной поддержки и рекламных контрактов. Венгрия – единственная страна ЕС, где журналистов незаконно прослушивали с помощью шпионского ПО Pegasus. В марте 2025 года премьер-министр Виктор Орбан в ходе митинга в Будапеште назвал журналистов «насекомыми» и заявил о планах их «чистки» от иностранного влияния и «коррумпированных» структур. В мае 2025 года правящая партия «Фидес» внесла законопроект под названием «Прозрачность общественной жизни», который позволит правительству преследовать и распускать любую организацию, признанную «угрозой суверенитету Венгрии». СМИ, получающие зарубежное финансирование, теперь рискуют быть официально признанными «антинациональными».
Европейская комиссия уже призывала Венгрию отозвать этот законопроект, во многом схожий с российским законом об «иностранных агентах», заявив, что его принятие станет «серьёзным нарушением» принципов Европейского союза.
Генеральная ассамблея EFJ (EFJ GM) призвала Еврокомиссию принять меры: упразднить «Управление по защите суверенитета», наказать антиконкурентные практики фонда KESMA и обеспечить жёсткий контроль за соблюдением Венгрией положений Европейского закона о свободе СМИ (EMFA).
Кроме того, ассамблея поддержала заявление Европейской конфедерации профсоюзов (ETUC), в котором говорится о необходимости срочно усилить правовую защиту LGBTQ+ людей в Венгрии в том числе право работников СМИ от дискриминации, гарантировать их безопасность и основные права на инклюзивную рабочую среду и свободное выражение своей идентичности. Кроме того, было отмечено, что неэтичное освещение подобных тем в СМИ может усиливать гомофобные и трансфобные настроения и провоцировать насилие.
Поводом для этого заявления стало принятие 18 марта 2025 года венгерским парламентом закона, усиливающего репрессии против LGBTQ+ сообщества и запрещающего прайды и публичную поддержку его представителей.
Европейский акт EMFA принят, но как его будут применять?
EFJ GM решил продолжить оказывать давление на Европейскую комиссию с целью мониторинга имплементации «Европейского акта о свободе СМИ» (EMFA), который вступает в полную силу в начале августа, и призван гарантировать автономию и независимость СМИ от политического вмешательства, а также противостоять угрозам свободе выражения мнений – в частности, за счёт мер по защите журналистской профессии и борьбы с дезинформацией.
Согласно закону, государства-члены обязаны обеспечивать редакционную и функциональную независимость общественных вещателей, чтобы гарантировать пользователям беспристрастную и плюралистическую информацию.
В случае невыполнения положений EMFA в отношении государств-членов ЕС, нарушающих его нормы, должны применяться различные меры воздействия, включая санкции.
Белорусские и российские журналисты в изгнании
Многие журналисты, чья миссия – рассказывать правду о происходящем в этих странах, вынуждены были покинуть свои страны. Их положение в разных странах Европы неодинаково, и поддержка, оказываемая журналистскими союзами и ассоциациями, также различается в зависимости от страны пребывания.
По инициативе JMWU предлагается обратиться к Европейской комиссии с просьбой рекомендовать выдачу проездных документов не только лицам без гражданства и признанным беженцам по Женевской конвенции, но также журналистам и политическим активистам в изгнании, находящимся под гуманитарной защитой в странах ЕС. Эти положения должны также охватывать транспортные компании, в частности авиаперевозчиков, которые порой отказываются допустить на борт лиц, уже обладающих подобными документами.
Журналисты в изгнании также становятся мишенью юридического преследования со стороны авторитарных режимов. Заочные судебные процессы и приговоры, а также международные ордера на арест – ключевые инструменты транснациональных репрессий. Помимо Интерпола, продолжают действовать двусторонние соглашения о правовом сотрудничестве. Например, у Беларуси заключены такие договоры с десятью странами, включая членов ЕС – Финляндию и Болгарию. У России имеется около 50 подобных соглашений, в том числе со многими странами ЕС.
EFJ должна обратиться в Совет Европы с просьбой создать на его платформе специальную интернет-страницу с перечнем таких лиц, включая информацию об их профессиональной деятельности и о политически мотивированном характере выдвинутых против них обвинений.
Украинские журналисты в заключении
EFJ GM единогласно приняла предложение украинской НСЖУ с требованием немедленного освобождения украинских журналистов, попавших в российский плен и проведением расследования обстоятельств смерти Виктории Рощиной, погибшей в тюрьме Таганрога.
Сейчас, согласно данным НСЖУ, с в заключении находится 31 профессиональный и гражданский журналист. EFJ должна обратится к Еврокомиссии и правительствам всех стран ЕС с рядом предложений, в том числе и о создании международного механизма освобождения украинских профессиональных и гражданских журналистов в статусе гражданских лиц, незаконно задержанных Российской Федерацией.
Ситуация в секторе Газа
Эта тема была предложена всеми членами федерации. EFJ GM осудила смертоносные атаки на мирное население, в том числе и на журналистов, за последние полтора года. Почти 200 журналистов и работников СМИ погибли в результате израильских военных действий, что стало беспрецедентным в истории профессии. При этом, согласно отчетам НПО и структурам ООН, речь идёт о сознательном стремлении израильской армии ввести информационную блокаду, чтобы скрыть возможные военные преступления и акты геноцида. EFJ GM призвала европейских журналистов требовать от политиков чётких действий для прекращения бойни, немедленно прекратить огонь и открыть доступ международной прессы в сектор Газа.
Бывший Twitter подвергается остракизму
EFJ GM поддержала мнение объединения правозащитных, цифровых и журналистских организаций инициативы Escape X по поводу X (бывший Twitter).
Цитата: «Платформа X представляет собой угрозу как для отдельных пользователей, так и для общества в целом. Во-первых, она усиливает агрессию в онлайн-общении. По самому принципу работы её алгоритмы рекомендаций разрушают социальные связи и могут вредить психическому здоровью. Во-вторых, она способствует распространению языка вражды и манипуляций общественным мнением из-за отсутствия модерации. К тому же пользователи не контролируют свои данные».
EFJ, как и многие европейские и журналистские организации – такие как RSF, Немецкий союз журналистов (DJV), французские профсоюзы SNJ, SNJ-CGT, CFDT, а также ряд СМИ (The Guardian, Dagens Nyheter, La Vanguardia, Ouest-France, Sud-Ouest и другие), – приняла решение прекратить размещение контента в социальной сети X Илона Маска с 20 января 2025 года, в день инаугурации Дональда Трампа.
EFJ считает невозможным оставаться на платформе, которую её владелец превратил в инструмент дезинформации и пропаганды.
Общественное вещание
Эта болезненная тема была затронута сразу в целом ряде предложений от членских организаций EFJ. Несмотря на то что проблемы с общественным вещанием в разных странах имеют различную форму и природу, главная общая тревога связана с изменением схем финансирования общественных СМИ, а также с тем, что политики в той или иной степени либо уже вмешиваются в редакционную политику, либо могут начать это делать.
Статья 5 EMFA предусматривает, что государства-члены должны гарантировать редакционную и функциональную независимость общественных вещателей для обеспечения беспристрастной и плюралистической информации для пользователей.
Европейский Акт EMFA, который в полной мере вступает в силу 8 августа 2025 года, распространяется только на страны – члены ЕС. Однако даже среди них – пусть и не в такой выраженной форме, как в случае с Венгрией, – наблюдаются серьёзные проблемы в сфере общественного вещания.
Так, например, в Италии управление общественными СМИ сопровождается множеством критических проблем, которые в резолюции EFJ GM прямо названы следствием «действий нынешнего правительства». Кроме того, власти в ряде стран всё более враждебно настроены по отношению как к общественным вещателям в целом, так и к отдельным журналистам. Можно предположить, что имплементация EMFA в таких условиях окажется весьма непростой задачей.
Увы, у стран так называемой «большой Европы», не входящих в ЕС, аналогичного правового механизма нет. Если для Норвегии это, вероятно, не представляет особой проблемы, то в случае таких государств, как Азербайджан, Грузия и Турция, например, ситуация значительно тревожнее – различия между ними касаются лишь степени давления на свободу прессы.
AI: Без него теперь никуда
Предложение, внесённое испанским профсоюзом FSC-CCOO и утверждённое Ассамблеей, посвящено вопросам регулирования использования ИИ в журналистской практике — прежде всего в контексте защиты прав работников СМИ в условиях новой цифровой реальности.
Генеральная ассамблея EFJ поручила исполкому федерации разработать рамочную политику, направленную на защиту трудовых прав, развитие коллективных переговоров и обеспечение этичного и ответственного использования искусственного интеллекта в новостных службах. Также предлагается ввести обязательную маркировку контента, созданного с использованием AI.
Еще одно предложение, выдвинутое широкой группой членских организаций из Франции, Италии, Испании и Греции, касается прежде всего защиты авторских прав журналистов: использование авторского контента, в том числе для обучения AI-моделей, должно осуществляться преимущественно по модели opt-in – то есть только при наличии явного согласия автора. При этом он должен получать не менее 50 % дохода, полученного издателем от использования его произведений. Дополнительно EFJ настаивает на прозрачности со стороны AI-сервисов – они должны раскрывать, какие именно данные и произведения использовались для обучения их моделей.












